8-800-200-69-10
Карта реализованных проектов
Перейти к списку всех проектов
загрузка карты...
Статьи
 
КОНСУЛЬТАЦИЯ
онлайн

Взгляд председателя совета директоров Зубова Михаила Геннадьевича на реформу системы ВКХ

  RSS  Подписка
23 апреля 2013

I. Существующее положение системы ВКХ

II. Причины существующих проблем в системе ВКХ

III. Предложения по реформированию системы ВКХ

I.Существующее положение системы ВКХ

1. Беспрецедентный рост тарифов в сфере коммунального хозяйства, который наблюдается в настоящее время привел к предельному социальному напряжению в обществе. Причем экономисты не видят разумных и обоснованных причин такому поведению.

2. Нерациональное использование денежных средств не только не удешевляет стоимость тарифов, а неуклонно толкает их вверх. Реформе в сфере жилищно-коммунального хозяйства уже более 10 лет, однако, средства, которые выделяет государство на реконструкцию объектов водопроводно-коммунального хозяйства, не дают должной отдачи.

3. Неэффективное законодательство не позволяет применять инновационные разработки при строительстве объектов ВКХ. На сегодняшний день строительство объектов ВКХ, в соответствии с действующим законодательством РФ, осуществляется по раздельному принципу: проектировщик проектирует, причем для удешевления стоимости проекта применяет устаревшие типовые проекты. Строитель строит, строго в соответствии с проектом. Наладчик налаживает и сдает объект в эксплуатацию. Заказчик же после принятия объекта и подачи технологической нагрузки, зачастую сталкивается с ситуацией, когда объект работает неэффективно или не работает вовсе.

4. Высокий износ существующих объектов ВКХ. Многое в нашей стране является наследием Советского Союза, не исключение и объекты коммунального хозяйства. Большинство из них построены еще в 70-80 годах прошлого века, а некоторые и еще раньше. Объекты полностью отработали свой ресурс, их срок амортизации либо полностью истек, либо подходит к концу, требуется полное обновление, что в свою очередь, влечет за собой крупные денежные вложения со стороны государства на строительство, обслуживание и поддержку. Несомненно, что все затраты лягут двойным грузом на плечи потребителей в виде завышенных тарифов на услуги ЖКХ.

II. Причины существующих проблем в системе ВКХ

1. Существующие нормативные и законодательные акты приняты еще в 80 годах прошлого века. Система ВКХ остро нуждается в дополнительном регулировании со стороны государства. Несовершенное действующее законодательство и большое количество подзаконных актов, часто противоречащих друг другу, не позволяют поддерживать отрасль в работоспособном состоянии. Примером могут служить нормативные документы, принятые к исполнению еще в 80 годы, когда уровень автоматизации очистных сооружений был низким и требовался большой штат для обслуживания оборудования. В настоящее время большая часть оборудования компьютеризирована, что существенно снижает потребность в обслуживающем персонале. Несовершенное законодательство сводит прогресс, достигнутый за прошедшие годы, на нет.

2. Несовершенное (противоречивое) законодательство в вопросах управления системой ВКХ. На данный момент в управлении системой ВКХ применяется два подхода: договор аренды и концессия. Если более глубоко погрузиться в вопрос и рассмотреть, какой вид управления наиболее благоприятен для отрасли в целом, ответ будет однозначным: Концессия. Давайте рассмотрим подробно. Что мы получаем от договора аренды: Арендатор берет объект во временное пользование, при расторжении договора возвращает объект в том виде, в каком он находился первоначально, он вправе оставить себе все вновь приобретенное оборудование, в итоге, по истечению времени аренды, государство остается либо с давно устаревшим и неэффективным оборудованием, либо с вовсе не работающим. При договоре концессии государство отдает объект частному сектору в эффективное управление на взаимовыгодных условиях и по истечении срока действия договора концессионер просто уходит с объекта, оставляя государству эффективно работающий объект. Преследуя собственные корыстные цели, чиновники не спешат привести в порядок законодательные акты и пустить на рынок частные компании, способные получать прибыть за счет модернизации системы управления и применения новых технологий, способных существенно снизить затраты на эксплуатацию.

3. Федеральный закон № 94-ФЗ не относит объекты ВКХ к технологически сложному оборудованию, которыми они, несомненно, являются. Из-за раздельного принципа строительства на аукционе побеждает самый дешевый из предложенных проектов. Проектировщик, стараясь максимально уменьшить стоимость проекта, применяет готовые типовые решения, разработанные еще в 60-80 годах прошлого века. Проект побеждает на аукционе, как наиболее дешевый, при этом не учитываются экономические показатели конечного объекта. Технологии не стоят на месте, устаревшие проекты не выдерживают конкуренцию в сравнении с новыми разработками по энергозатратам, стоимостью строительства, численностью обслуживающего персонала, эффективностью работы. В итоге, объекты, построенные по устаревшим проектам, не могут себя окупить.

III. Предложения по реформированию системы ВКХ

1. Разделить управление генерирующими мощностями и сетями, как это сделано в энергетике. Управление сетями, включающее в себя эксплуатацию и финансирование, должно взять на себя государство через Федеральные государственные унитарные предприятия или акционерные общества, с государственным контрольным пакетом акций, так как эта часть отрасли сложно окупаемая и требует крупных инвестиций. Генерирующие мощности (Водозаборы, канализационные очистные сооружения и водоочистные и насосные станции) необходимо передавать по договору концессии частному сектору, приняв соответствующие подзаконные акты. Что позволит применять на практике все управленческие и технологические новшества, существенно улучшить работу объектов ВКХ.

2. Сделать соответствующие поправки к Федеральному закону № 94-ФЗ и отнести объекты ВКХ к технологически сложному оборудованию. Важно проводить конкурсы на строительство объекта в комплексе, «под ключ», учитывая стоимость не только проектной документации, но и экономические показатели проекта в комплексе, начиная с проектирования, строительства, наладки и заканчивая стоимостью эксплуатации объекта. Все это позволит применять инновационные технологии, способные снизить стоимость тарифов, а так же существенно улучшить экологические показатели.

3. Разработать тарифную сетку для крупных, средних и малых населенных пунктов по каждому региону для дальнейшего сравнения ее с предельным социальным тарифом отдельно каждой местности. Эти меры позволят проанализировать инвестиционный потенциал региона и дать компетентные рекомендации для принятия последующих мер в реформировании системы ВКХ, разработать экономически обоснованные тарифы ЖКХ, а так же установить справедливый уровень финансирования каждой местности отдельно, в зависимости от реальных потребностей. На сегодняшний день большую дотацию получают крупные города, в которых уровень окупаемости объекты ВКХ выше, чем в малых населенных пунктах, что приводит к недофинансированию в одном случае и нецелевому использованию денежных ресурсов в другом.

4. Перенацелить денежные средства регионального и муниципального бюджета через банковскую систему, во главе с банками, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, такими как Сбербанк и Внешторгбанк. Банки, в свою очередь, в целях уменьшения бюрократических проволочек, смогут работать с сетью надежных коммерческих банков и лизинговых компаний, способных находить действительно интересные с экономической точки зрения проекты и осуществлять их финансирование на кредитной основе по специальным программам, рассчитанными на гарантированную окупаемость инвестиций в долгосрочном периоде. Такая система финансирования позволит обеспечить гарантированную возвратность средств государства, с постепенным плановым наращиванием капитала на финансирования отрасли ЖКХ. Государство со своей стороны сможет компенсировать процентные ставки по кредитам, для поддержки частных инвесторов в социально значимых проектах. Объекты ВКХ не способные окупить себя, например сети и предприятия малых населенных пунктов, необходимо продолжить финансировать через муниципальные каналы.